Никольщина в «Пивном Этикете»!

Приглашаем всех пиволюбов 18 декабря в 15.00 на празднование дня Николы Зимнего в бар «Пивной Этикет» на ул. Марата, 14!

Ежегодное праздничное мероприятие проводит директор Музея истории пивоварения Галина Всеволодовна Кляровская и Клуб коллекционеров пивной атрибутики Санкт-Петербурга «Пивной Этикет».

В деревнях пиво варили к большим церковным праздникам — Пасхе, Рождеству, Троице, Дмитрову дню. Покровителем российских пивоваров был Николай Чудотворец, в зимней его ипостаси — Никола Зимний. Отмечали день памяти святого 6 декабря по старому стилю или 19 декабря по-новому. К этому дню всей деревней варили пиво в котлах-общинниках, а затем три дня отмечали праздник. Сохранилась древняя русская пословица «Красна Никольщина пивом да пирогами».

​В нашей семье с Николаем Угодником особые отношения. Это святой-покровитель моего отца и бабушки Вадика. С мужем мы были в Церкви Святого Николая Мирликийского в городе Демре (Турция), в древности известном как Мира. В IV веке епископом города был святитель Николай, здесь же он был захоронен в мраморном саркофаге. Когда над церковью нависла угроза быть разграбленной турками-сельджуками, итальянские купцы украли мощи святого и на корабле доставили их в город Бари, где и по сей день находится святыня. 

​В Жигулёвском заповеднике Самарской области находится Святой источник и часовня Николая Чудотворца, а в близлежащем посёлке Солнечная Поляна, где находится наша дача, построили Церковь Святителя Николая.

Во время путешествия по Голландии, не могли не посетить один из красивейших католических храмов - Святого Николаса, покровителя Амстердама.

Справляли Никольщину обязательно в складчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая, при съезде всех ближайших родственников, и непременно приглашались соседи. Неладно бывает тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования. «На Никольщину зови друга, зови ворога — оба будут друзья. На братчину ездят не званы. Братчина судит, ватага — рядит». 

Каждый год мы собираемся в «Пивном Этикете», приносим с собой пироги и пьём пиво. Это всегда приятное общение с колоритными старожилами Клуба, которому уже более двадцати лет, шутки-прибаутки и, естественно, обмен пивной атрибутикой. Мой муж Вадик уже несколько лет состоит в «Пивном Этикете», меня же приняли в Клуб два года назад, как раз в день почитания Николая Чудотворца. Торжественно вручили значок, удостоверение №111и паспорт, закрепили союз объятиями и троекратными поцелуями с председателем Клуба коллекционеров Петром Бондаренко.

С того знаменательного дня нашла фотографии моей подруги Марины Резановой, покорительницы сердец многих биргиков.

Лекция "Пиво и еда" с Сигрид Стреткверн (Норвегия).

С Галиной Всеволодовной Кларовской я познакомилась на курсе лекций «Пивной Сомелье» в 2012 году. Тогда же посетила Музей истории пивоварения. С переездом в Питер стала волонтёром музея, помогаю, чем могу, в том числе разбираю архивы и навожу порядки на складах, много чего интересненького можно откопать. Однажды порадовала мужа пивом с шестнадцатилетней выдержкой из Америки, Англии и Прибалтики. То ли ещё будет, работы непочатый край!

Однажды Галина Всеволодовна предложила провести экскурсию мне самой. Готовилась, переживала, провела и была одобрена – экзамен сдала. Спасибо братьям Володиным за фото!

К празднованию Никольщины, как раз будет уместен кусочек из экскурсии о пиве в Древней Руси (Зал 6. История пивоварения в России).

Пивоварение на Руси имеет давние традиции. Восточные славяне начали варить пиво ещё до образования Киевской Руси. Интересно, что русичи делали пиво из проса, а не из ячменя. Просяное пиво называлось «оловина» или «олуй».

В X веке ячменное пиво вытеснило просяную оловину. В это же время в ходу появилось слово «пиво» происходит оно от слова «пить» и является общим для всех славянских языков, что и свидетельствует о его древности. Этим словом называли всё, что можно пить - такие хмельные напитки, как пиво, мед, брага, а также квас. Впоследствии за каждым из напитков закрепились свои названия.

Легенда. Молодожёнам в Древней Руси после свадьбы полагалось целый месяц пить медовуху, женщине для здоровья в подготовке к родам в качестве витаминов, мужчине – для того, чтобы первенцем был мальчик. Так месяц был назван – медовый.

В качестве натуральных консервантов и отдушки в пиво добавляли зверобой, полынь, тмин. Есть версия, что именно на территории Восточной Европы впервые стали употреблять хмель при пивоварении. (Это спорный вопрос).

В домашних условиях пиво варилось в глиняных корчагах. В них веером раскладывали ржаную солому, засыпали солод, заливали водой, залепляли тестом и ухватом и ставили в русскую печь томиться на 18 часов – русское «ноу-хау». Затем вынимали; через спусковое отверстие сусло стекало по корыту в ушаты и бочки. Затем добавляли опарные дрожжи, и чем дольше пиво стояло, тем крепче оно получалось. Тесто впитывало в себя сахара и ароматы – это были первые конфеты. Любимой закуской к пиву был мочёный горох.

Пиво, так же как и мёд разной крепости, был непременным напитком и на княжеских пирах, и во время деревенских праздников. Известно из летописи, что на предложение миссионеров от ислама принять мусульманство, запрещавшее хмельные напитки, киевский князь Владимир Ясно Солнышко ответил: «Руси есть веселие пити, не можем без того бытии».

Ждём всех желающих на Никольщине, да с пирогами! А вкусное пиво будет на кранах!

Оцените этот материал:
«Jopen Brewery» из Харлема.

Читайте также:

 

Комментарии

Еще нет комментариев
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
23.05.2019

Изображение капчи